Учредитель журнала

Цифровизация взаимоотношений участников образовательного процесса вуза

УДК 37.018.43

DOI 10.52815/0204-3653_2022_03187_66
EDN: EENKXM

Грибков Дмитрий
Доцент, к. п. н., заведующий кафедрой информатики и документоведения, ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры».
E-mail: bibliotekar2005@mail.ru

Манько Светлана
Старший преподаватель кафедры информатики и документоведения, ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры».
E-mail: svetik_comp@mail.ru

Цифровые сервисы сегодня являются неотъемлемой частью человека, а дистанционное образование идет наравне с традиционным. Все это – благодаря реализации национального проекта «Цифровая экономика» [11].
В сфере образования совершенствуются и развиваются дистанционные технологии различного назначения: ClassDojo, Edmodo, Zoom, Microsoft Teams, Google Classroom, Schoology, Skooler, Funzi, KaiOS, Kolibri, Canvas Network и т. д. [10]. Эти дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) применяются для проведения аудиторных занятий и различных видов практик, смешанного и перевёрнутого обучения, контроля и систематизации знаний.
Удовлетворяя меняющимся требованиям системы образования, поставщики IT-решений обеспечивают:
– новые конструкции, основанные на простоте использования средств управления хостом быстрого подключения к совещаниям и интеграции с системами конференц-­залов;
– параметры безопасности, которые исключают возможность участия незваных гостей в собрании или обмене нежелательным контентом;
– смешанная асинхронная (обмен сообщениями, содержимым, планирование, задачи, записи) и синхронная (голос, аудио, совместное использование экрана) совместная работа в постоянных комнатах или рабочих пространствах;
– равные возможности для различных типов конечных точек доступа, от кодеков групповой видеосистемы до настольных компьютеров, ноутбуков (через браузеры или клиенты), смартфонов, планшетов и т. д.;
– транскрипция и языковой перевод для проведения вебинаров, общих собраний и конференций;
– искусственный интеллект – технологии, улучшающие возможности конференц-зала благодаря автоматизации процессов присоединения к собранию и обмена контентом;
– оптимизация доставки в корпоративные сети – например, посредством поддержки безопасности через виртуальную частную сеть (VPN) или широковещательной передачи через сеть доставки контента (CDN) [2].
Очевидно, что одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является переход к цифровой экономике [9], формированию информационного общества [6], в реализации которых повышается значимость процесса цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе образования и библиотечно-­информационная деятельность.
Таким образом, развитие электронного обучения – это не только вынужденная ответная мера международных организаций, Министерства науки и высшего образования РФ. E-learning и дистанционные формы обучения потенциально способны оказать существенную помощь в повышении качества образования, сетевого профессионального взаимодействия, реализации методологических изменений. Дистанционные технологии в инициативах ЮНЕСКО и концепции «мира без границ» должны стать основой создания инклюзивных обществ, опираться на самые современные программные средства.
В то же время, очевидно, что многие вузы испытывали и испытывают трудности с внедрением новых технологий в образовательную среду. В этих условиях необходимо обеспечить распространение дидактических принципов и стандартов, которые будут приняты не только на административном уровне, но и самими педагогами, студентами вуза. Важным фактором, способствующим принятию e-learning и организации образовательного процесса обучающихся средствами ДОТ, является их восприятие как относительного преимущества. Другими словами, и студенты, и преподаватели должны понимать, что применяемая инновация лучше, чем тот инструмент или практика, которым она пришла на смену. Поэтому важно проводить исследования и оценки, помогающие фиксировать результаты аудиторной/внеаудиторной работы с ДОТ, организации профессионального сетевого взаимодействия, различных видов контактной работы и практик (проектной, учебной, научной, преддипломной и т. д.).
В сфере образования информационные технологии, по мнению авторов [3], открывают пути для новых педагогических подходов, в рамках которых обучающиеся, как ожидается, будут играть более активную роль, чем раньше, тем самым концентрируя внимание на важнейших вопросах образовательного процесса в электронной среде.

Студенты в аудитории
Источник: DragonImages / depositphotos.com

Для участия и максимального использования возможностей и преимуществ, предлагаемых этими технологиями, необходима цифровая компетентность, которая является результатом электронной трансформации [1]. В данном документе достаточно детально рассмотрены необходимые компетенции (грамотность в области информации и данных, коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, безопасность, решение задач), которые сегодня необходимы как студентам, так и преподавателям в рамках процесса глобализации и трансформации высшего образования.
В связи с беспрецедентным ростом интернета и последующими преобразованиями в образовательной среде необходимо понять, как участники учебного процесса принимают и используют цифровые технологии. Для решения данной задачи было проведено анкетирование среди студентов Орловского государственного института культуры. Основные результаты эксперимента представлены в статье «Основные проблемы студентов в процессе перехода на дистанционное обучение: на примере Орловского государственного института культуры [5].
Проведенный анализ позволяет выделить ряд основных причин, которые сдерживают процесс внедрения информационных технологий в реализации дистанционного обучения:
высокая стоимость разработки, внедрения и поддержки систем дистанционного обучения;
отсутствие необходимой технической поддержки для внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс;
отсутствие квалифицированных преподавателей, специально обученных для удаленной работы;
отсутствие полноценных электронных дистанционных курсов в вузах;
низкое качество дистанционного обучения.
Дистанционный формат организации работы вузов продолжает совершенствоваться. Поэтому важно уделять внимание повышению квалификации сотрудников для реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [8], образовательных стандартов и реалиям времени. При этом подавляющее большинство интернет-­решений ориентируются не на переосмысление процесса обучения и взаимодействия его участников, а на создание просто удобных инструментов для использования в рамках существующей системы образования.
Другими немаловажными участниками образовательного процесса выступают библиотекари. Их роль в данном взаимодействии достаточно велика, так как основные информационные образовательные ресурсы аккумулируются в фондах и электронном пространстве вуза. Последние годы сотрудники вузовских библиотек посвятили тому, чтобы, сохраняя традиционные формы общения с читателем, органично ввести новые. Развитие современной библиотеки вуза характеризуется возрастанием темпов изменений, происходящих в информационном пространстве, системе образования и научной коммуникации.
В связи с этим каждая образовательная организация формирует собственную электронную информационно-­образовательную среду для создания перспективной системы образования и обеспечивает подготовку конкурентоспособных специалистов в новых условиях. Функционирование электронной информационно-­образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-­коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих [7].
Ответственность за формирование электронной информационно-­образовательной среды возлагается в значительной степени на вузовскую библиотеку как основного держателя документных фондов, поэтому уровень электронной среды и рейтинг вуза определяется качеством ресурсной составляющей библиотеки.
Цифровая эпоха и новые информационные технологии, определяющие индивидуальный подход в образовательной деятельности для каждого обучающегося в вузе, существенно изменяют роль вузовских библиотек.

Российская государственная
библиотека им. Ленина
Источник: KKulikov / depositphotos.com

Дистанционный формат организации работы вузовских библиотек продолжает совершенствоваться. Поэтому важно уделять внимание повышению квалификации сотрудников для реализации образовательных стандартов 3++ поколения и реалиям времени. Один из способов продвинуться в этом направлении – кооперироваться с другими библиотеками (областными) и прочими учреждениями культуры – музеями, архивами и др.
В качестве решения проблемы интеграции электронного образовательного контента может стать проект межвузовской электронной библиотеки вузов культуры [4]. Библиотека такого уровня, позволит участникам образовательного процесса повысить оперативность взаимодействия и качество образовательных ресурсов. При этом, затраты на оплату электронных библиотечных систем значительно сократятся. Результатом реализации данного проекта может стать 100 % книгообеспеченность всех направлений и уровней подготовки институтов культуры. Профессорско-­преподавательский состав получит актуальные электронные учебные материалы своих коллег из вузов-­партнеров, вступивших в корпорацию, а студенты – возможность работать с научными, учебно-­методическими и практическими изданиями в online-­режиме.
В настоящий момент в электронной информационно-­образовательной среде Орловского государственного института культуры реализуются алгоритмы и процедуры, которые направлены на то, чтобы поддерживать:
– возможность доступа к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям ЭБС и электронным образовательным ресурсам;
– возможность проведения всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением ДОТ;
– возможность формирования электронного портфолио обучающегося;
– возможность взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе, синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.
В качестве трудностей, которые осложняют применение ДОТ, можно выделить следующее: зависимость от разработок зарубежных компаний, высокая стоимость мобильных платформ и приложений, технические сбои оборудования в труднодоступных районах России, удаленных местах; координация деятельности сотрудников вуза, привыкших работать по традиционным методикам, и самих студентов.
Итак, описанная система действий по применению ДОТ в обучении студентов Орловского государственного института культуры позволяет:
– сформировать востребованные цифровые навыки (составление автоматических запросов, поиск данных, анализ информации и оценка её качества, организация и хранение библиотечных фондов, соблюдение этических норм при виртуальном взаимодействии и т. п.);
– получить опыт проектной научно-­иссле­довательской и учебно-­познавательной деятельности;
– смоделировать выполнение трудовых функций;
– применить теоретическую информацию из библиотечного дела при организации культурных мероприятий, развлекательных событий.